Библиотечные знания


 «Библиотечные уроки»
Учебная программа по обучению школьников основам библиотечно-библиографических знаний
(по требованию классных руководителей)

Класс
Кол-во
уроков
Название тем занятий
Сроки
проведения
1 класс
1 урок
Тема 1. Знакомство с библиотекой. Правила пользования книгой.
(рассказ - экскурсия по библиотеке)
Понятие о библиотеке. Абонемент и читальный зал. Правила обращения с книгой.

Февраль -март

2 класс
1 урок
Тема 1. Структура книги.  
Первое знакомство со структурой книги: обложка (переплёт), корешок, страницы, иллюстрации. Художники-иллюстраторы (Е.Чарушин, В.Сутеев, Т.Маврина и др.)

сентябрь 
2 урок
Тема 2. Газеты и журналы для детей.
Понятие о периодической печати. Премьера детских журналов.

октябрь 
3 класс
1 урок
Тема 1. Как выбрать книгу в библиотеке.
(беседа с элементами игры)
Порядок расстановки книг на полках. Рекомендательные библиографические списки.

ноябрь 
2 урок
Тема 2. Первые энциклопедии, словари, справочники.
Понятие о справочной литературе и их структуре. Энциклопедия «Что такое?», «Кто такой?» и маленькие энциклопедические словари серии «От А до Я». Использование их в учебной деятельности.

 декабрь
4  класс
1 урок
Тема 1 Научно-познавательная литература для детей.
Разнообразие тематики научно-познавательных книг.
Серии научно-познавательных книг. Их авторы: ученые, инженеры, журналисты, путешественники (на примерах биографии Б.Житкова, В.Бианки, Н.Сладкова, И.Акимушкина). Отличие научно-познавательной литературы от художественной.


январь
2 урок
Тема 2. Иркутские писатели – авторы ваших книг. (обзор-беседа). Презентация.
Знакомство с произведениями С.Л.Волковой, М.Трофимова, Ю.Черных, С.Устинова, и  др.

апрель 
5 класс

1 урок
Тема 1. О книге и библиотеке. Структура книги.
Цель: обобщить знания учащихся о книге и библиотеке, конкретизировать их сведения о структуре книги и углубить их.
Аннотация. Предисловие. Послесловие. Справочный аппарат книги.

октябрь 
2 урок
Тема 2. Знакомство со справочной литературой.
Энциклопедии изд-ва «Аванта+»; «Кирилл и Мефодий»: электронный ресурс; «Рубрикон»: Интернет-ресурс. Правила поиска.

 декабрь
6 класс
1 урок
Тема 1. Выбор книг в библиотеке.
Каталоги, картотеки, библиографические указатели, книжные выставки, на книжных полках.
+ Практическое занятие: кто быстрее и точнее найдет место книги на полке.

ноябрь 
2 урок
Тема 2. Периодические издания, адресованные младшим подросткам «Журнальный калейдоскоп».
Краткая характеристика 3-4-х ведущих детских журналов. Принципы организации материала в них. Содержание детских журналов, их авторы и создатели. Как читать журнал.

 январь
7 класс
1 урок
Тема 1.  «Путешествие в страну каталогов».
Структура и принципы построения СК и АК.
февраль 
2 урок
Тема 2. Книги иркутских писателей. «Иркутская книга за 70 лет». (презентация).        О сайте ОДБ им М. Сергеева.  Обзор-беседа.

 апрель
8 класс
1 урок
Тема 1. Знакомство с краеведческой картотекой  «Виват, Иркутская земля».  Структура, расстановка карточек.
+ Практические задания.
декабрь 
9 класс
1 урок
Тема 1. Библиографическое описание
(практическое занятие)
Роль библиографии в современной жизни.
Составление рекомендательного списка чтения по выбранной теме.
апрель 
10 класс
1 урок
Тема 1. Библиотека как информационно- поисковая система.
Новые понятия: информационно-поисковая система, информационный поиск, информационный запрос, информационно-поисковый язык.
ноябрь 
11 класс


1 урок

Тема1. Библиотеки г.Иркутска.
Адреса библиотек г.Иркутска, состав фонда, правила пользования библиотекой. Структура библиотек и их возможности для подготовки выпускников в ВУЗы. Сайты библиотек.



май



Библиотечный урок «Читательский дневник»

Форма урока: беседа

Цель: воспитать культуру чтения, поскольку серьезное, глубокое
           изучение книги немыслимо без записи.


Примерный текст урока:

         Впервые о пользе вести записи о прочитанном сказал Ян Коменский в своем выступлении перед учащимися старинной венгерской гимназии            28 ноября 1650 года.
         Благодаря усилиям педагогов практика ведения читательских дневников распространилась по многим странам.
         «Реестры» прочитанных книг, читательские дневники появились в России во 2-ой половине 19 века. Их составляют не только учащиеся, но и лица, серьезно занимающиеся самообразованием.
         В век электронных технологий по-прежнему актуально звучат слова Я.А. Коменского: «Но мало читать книги, их надо читать внимательно, отмечая и выписывая главное».
         Какова методика ведения дневника чтения?
         Дневник может быть школьнику другом и собеседником, если он ведется добровольно. Если это ввести в учебную обязанность, то записи становятся формальными. Но в тоже время без какого-то первоначального организующего, разъясняющего, стимулирующего воздействия обойтись трудно.
         Задача педагога (библиотекаря, родителя) состоит в том, чтобы убедить школьников в целесообразности ведения дневников. Для школьников проводится беседа на тему: «Зачем и как нужно вести читательский дневник».
         Можно порекомендовать определенную форму ведения дневника (автор, название, содержание книги, что понравилось). Вполне оправдано выглядит совет «делать только короткие выписки, не больше, чем полстраницы в тетради: их легче просматривать ».
         Без точного обозначения автора и заглавия книги читательский дневник утрачивает свою научную и практическую ценность.
        Правильное оформленный читательский дневник открывает широкие возможности для своего использования. Он может рассматриваться: в качестве исторического источника; как средство самовоспитания, самосовершенствования, повышения культуры чтения; как справочное пособие; как средство общения.
         С течением времени читательские дневники приобретают значимость исторического источника и могут быть использованы в воспоминаниях, при создании семейной хроники и т.д.
Даже «обыкновенные» читательские дневники могут привлечь широкое общественное внимание, если судьба их авторов окажется выдающейся.
 Например, записная книжка Ульяны Громовой начатая в июне 1939 г., открывается списком книг, прочитанных во время школьных каникул. Последняя запись сделана 9 ноября 1942 г. В дневнике выписки из прочитанных книг, цитаты о чтении, цитаты, говорящие об уважении к личности человека, зовущие к борьбе за жизнь и свободу. Последняя запись: «Гораздо легче видеть как умирают герои, чем слушать вопли о пощаде какого-нибудь жалкого труса» (Дж. Лондон).
Регулярное ведение читательского дневника способствует воспитанию культуры чтения, поскольку серьезное, глубокое изучение книги немыслимо без записи. Оно может стать трамплином для составления аннотаций, отзывов о книгах. Такой самоотчет в чтении может служить его планированию.
Часто бывает так, что авторы и название вспоминаются с трудом. Дневник может служить своеобразным справочным пособием, облегчающим такое припоминание.
С согласия автора лучшие читательские дневники могут быть направлены на конкурс. Организуются выставки дневников.

Ведение читательских дневников относится к тем культурным традициям, которые следует всячески возрождать и поддерживать.

Литература:

1.     Домашняя школьная библиотека. – 2004. - № 4-5. – с. 64-66
2.     Методика преподавания литературы. – 2-е изд. – М., 1985. – с. 344